безрецептурный отпуск лекарственных средств приказ
  (495)125-15-52
  • ОТПУСК

    в Москве
    по доступной цене

  • СКИДКИ

    Как получить скидку?
    Акция для всех!

  • ГРАФИК

    Предоставляем
    помощь, оформлении заявлений
    на отпуск

  • БЛАНКИ

    Бланки и
    заявления, на все
    виды услуг

  • ЗАЯВЛЕНИЯ

    Цены на все услуги
    в нашей компании

  • СПРАВКИ

    Составим Вам
    любое
    заявления

  • Контакты

    Информация о нашей
    компании тел. адрес,
    карта подъезда.

Безрецептурный отпуск лекарственных средств приказ. Приказ безрецептурный отпуск

Справка km.ru

Вольное обращение как врачей, так и пациентов с лекарствами, отпускаемыми без рецепта, беспокоит специалистов


Со вчерашнего дня в России отменили перечень лекарств, которые отпускаются без рецепта врача. Отныне аптекари должны руководствоваться инструкцией по применению, а именно разделом «условия отпуска из аптек», данные, содержащиеся в котором, основаны на результатах экспертизы. Такой порядок закреплен в Законе «Об обращении лекарственных средств». Те лекарства, которые можно было свободно продавать в аптеках, входили в перечень, утверждавшийся Минздравсоцразвития. Однако ведомство пришло к выводу, что этот документ стал избыточным, а необходимость в нем отпала.


Глава Аптечной гильдии Елена Неволина объяснила, что обычные покупатели после нововведения ничего не заметят, пишет «Российская газета».

Однако если раньше в любой аптеке безрецептурный список всегда был под рукой и в него при необходимости могли заглянуть не только фармацевты, но и покупатели, то теперь всю информацию о том или ином препарате можно будет прочитать в госреестре или в самих инструкциях. Кроме того, перечнем лекарств, отпускаемых без рецепта врача, руководствовались и проверяющие. Теперь же аптеки должны ожидать проверок, хотя Минздравсоцразвития пообещало ограничиться стандартными, проводимыми Росздравнадзором.


  • анатомо-терапевтическо-химическая классификация (ATХ)  — международная классификация, в которой учитывается фармакологическая группа препарата, его химическая природа и нозология заболевания, для лечения которого предназначен препарат.


  • Сырьём для получения лекарственных средств служат: [2]



    1. растения (листья, травы, цветы, семена, ягоды, кора, корни) и продукты их обработки (жирные и эфирные масла, соки, камеди, смолы);

    2. животное сырьё — железы и органы животных, сало, воск, тресковая печень, жир овечьей шерсти и другое;

    3. ископаемое органическое сырьё — нефть и продукты её перегонки, продукты перегонки каменного угля;

    4. неорганические ископаемые — минеральные породы и продукты их обработки химической промышленностью и металлургией (металлы);

    5. всевозможные органические соединения — продукты крупной химической промышленности.


    Изучение

    Изучение лекарственных средств производится путем химического анализа. фармакологических исследований и клинических наблюдений (см. Фармакология ); при этом определяются действующие начала, вещества и его основные качественные показатели: органотропность или паразитотропность лекарства, то есть преимущественное его действие на те или другие органы больного или же на возбудителей заболевания (на бактерии, паразитов и т. п.); наличие «побочного» (нежелательного) действия; способность лекарства вызывать у некоторых лиц особую к себе чувствительность (например заболевание насморком и появление тошноты от ничтожных количеств ипекакуаны ). [2]


    Количественными показателями для лекарственного средства устанавливаются: смертельная доза (обычно вычисляемая на 1 кг живого веса животного или человека), переносимая (толерируемая) доза и лечебная доза. Переносимые дозы (или несколько меньшие для осторожности) для многих лекарств узакониваются в виде максимальных доз. Отношение смертельной дозы к лечебной называется «терапевтическим индексом» лекарственного средства, так как чем больше это отношение, тем свободнее можно назначать лекарство. [2]


    Действие

    Действие лекарственных средств осуществляется главным образом путём изменения физико-химических свойств среды, в которой находятся клеточные элементы организма; при этом действие может иметь характер химического соединения лекарства с элементами организма и в некоторых случаях при непосредственном действии на протоплазму клеток, сопровождаться полным разрушением. Физиологическим эффектом действия лекарства является либо возбуждение либо угнетение жизнедеятельности клеточных элементов; при этом громадную роль играет доза лекарственного вещества, так как одно и то же лекарство в различных дозах может вызывать разное действие — возбуждать в малых дозах и угнетать (вплоть до паралича) в больших дозах. [2]


    Обоснована перспективная интеграционная модель специалиста, ориентированная на обеспечение качества фармацевтических информационно-консультационных услуг при БРО.


    ^ Положения, выдвигаемые на защиту:


    результаты ситуационного анализа организации и нормативно-правового регулирования системы БРО ЛС в России;


    концепция самопомощи и самопрофилактики здоровья населения, отвечающая современным требованиям безопасности, информационных потребностей и обеспечения прав граждан и фармацевтических работников;


    методические подходы к разработке Классификатора симптомов, недомоганий и причин обращений к фармацевтическому работнику при БРО ЛС;


    научно обоснованный Классификатор симптомов, недомоганий и причин обращений при которых допустим БРО ЛС;


    теоретические и методические основы системы качества фармацевтических информационно-консультационных услуг;


    модель провизора-консультанта, ориентированная на оказание качественных информационно-консультационных услуг при БРО и норматив его ежедневной нагрузки;


    методические подходы к оптимизации управления информационными ресурсами в системе самопомощи и самопрофилактики при БРО ЛС;


    ^ Практическая значимость и внедрение результатов исследования.


    Результаты проведенных исследований позволяют: оптимизировать деятельность специалистов фармацевтического профиля, работающих непосредственно с населением, повысить качество оказания фармацевтических информационно-консультационных услуг. Предложенная интеграционная модель специалиста БРО соответствует требованиям международных стандартов.


    На основе проведенных исследований разработаны и внедрены:


    Приказ МЗ РФ № 79 от 18.03.97 г. «О перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных в Российской Федерации»;


    Приказ МЗ РФ № 287 от 19 июля 1999 г. «О перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»;


    Пособие для аптечных работников «Состояние системы безрецептурного отпуска лекарственных средств в России и перспективы ее развития» (утв. начальником Управления организации обеспечения лекарствами и медицинской техникой Министерства здравоохранения Российской Федерации 23.09.97 г.);


    Методические рекомендации «Организация информационного обеспечения в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств» № 98/193 (утв. зам. Министра здравоохранения Российской Федерации 07.12.98 г.);


    Справочник провизора-консультанта (рекомендован Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Фармация»). - М. МЦФЭР, 2005. - 335 с.


    Практическое пособие для фармацевтического работника, работающего в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств (провизора-консультанта) «Симптомы, недомогания и причины обращений к фармацевтическому работнику, их краткая характеристика с указанием тревожных симптомов, требующих направления к врачу и безрецептурные препараты первого выбора»; внедрено в учебный процесс: Пятигорской ГФА (акт внедрения от 10.2001 г.), НОУ «Учебно-методический фармацевтический центр» г. Н. Новгород (акт внедрения от 01.2002 г.), ГОУ ВПО Пермская ГФА, ГОУ ВПО Башкирский медицинский университет, Курского ГМУ, ГОУ ВПО «СибГМУ Росздрава», Иркутского государственного института усовершенствования врачей, ММА им. И.М. Сеченова, Казанского ГМУ (акты внедрения от 01-10.2005 г.); ГОУ ВПО Тюменская ГМА (акты внедрения от 09.2005 г. и от 12.2006 г.), а также в фармацевтических организациях Нижегородской области (акт внедрения от 02.2002 г.), аптечной сети ГОУ ВПО Пермской ГФА (акт внедрения от 01.2005 г.), ООО «Селеста» г. Иркутск (акт внедрения от 10.2005 г.).


    Сборник (комплект) тестовых заданий «Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики»; внедрен в учебный процесс Пятигорской ГФА (акт внедрения от 09.2001 г.), ГОУ ВПО Пермская ГФА, ГОУ ВПО Башкирский медицинский университет, Курского ГМУ, ГОУ ВПО «СибГМУ Росздрава», Иркутского государственного института усовершенствования врачей, ММА им. И.М. Сеченова, Казанского ГМУ (акты внедрения от 01-11.2005 г.), ГОУ ВПО Тюменская ГМА (акты внедрения от 09.2005 г. и 12.2006 г.), а также в аптечной сети ГОУ ВПО Пермской ГФА (акт внедрения от 01.2005 г.).


    Предложения (Дополнение) в программу обучения по специальности 040500 - «Фармация» и последипломного образования «Система самопомощи и самопрофилактики, включая безрецептурный отпуск лекарственных средств» (Программа подготовки провизора-консультанта); внедрены в ГОУ ВПО Тюменская ГМА (акты внедрения от 09.2005 г. и 12.2006 г.), Курском ГМУ, ММА им. И.М. Сеченова, Казанском ГМУ (акты внедрения от 10-11.2005 г.).


    Квалификационные требования провизора-консультанта; внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО Тюменская ГМА (акты внедрения от 09.2005 г. и 12.2006 г.), Курского ГМУ, ММА им. И.М. Сеченова, Казанского ГМУ (акты внедрения от 10-11.2005 г.).


    Квалификационная характеристика провизора-консультанта; внедрена в учебный процесс ГОУ ВПО Пермская ГФА, Курского ГМУ (акты внедрения от 09-10.2005 г.); в аптечной сети ГОУ ВПО Пермской ГФА (акт внедрения от 01.2005 г.); в аптечном пункте «Мюстела» г. Казань (акт внедрения от 02.2006 г.); в аптечной сети «МЭТР» г. Брянск (акт внедрения от 09.2005 г.); в ЗАО «Аптека – Холдинг» (акт внедрения от 11.2005 г.).


    Типовая должностная инструкция провизора-консультанта; внедрена в аптечной сети ОГУП «Липецкфармация», ЗАО «Аптека-Холдинг», аптечной сети ЗАО «МЭТР» г. Брянск, ООО «Селеста» г. Иркутск, аптечной сети ГОУ ВПО Пермской ГФА (акты внедрения от 01-11.2005 г.), аптечном пункте «Мюстела» г. Казань (акт внедрения от 02.2006 г.); используется в учебном процессе ГОУ ВПО Пермская ГФА, Курского ГМУ (акты внедрения от 09-10.2005г.).


    Апробация работы.


    Основные результаты работы доложены и обсуждены на межкафедральной конференции специальных кафедр медицинского факультета и факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов (Москва, 2006 г.); на Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (1996-2000, 2006 гг.), международной конференции «Фармация в XXI веке: инновации и традиции» (С.-Петербург, 1999 г.), международной конференции «Российская фармация от национализации к приватизации: развитие по спирали» (Москва, 1999г.), международной научной конференции «Поиск, разработка и внедрение новых лекарственных средств и организационных форм фармацевтической деятельности» (Томск, 2000г.), на XI международной гомеопатической конференции (Москва, 2001г.), международной конференции «Фармация и здоровье» (Пермь, 2005г.), научной конференции (Пятигорск, 2006 г.).


    ^ Связь задач исследования с проблемным планом фармацевтической науки.


    Диссертационная работа соответствует плановой тематике научных исследований Факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов и является фрагментом исследований кафедры управления и экономики фармации.


    Публикации.


    По теме диссертации опубликовано 50 работ, в том числе 7 монографий и справочных изданий (1999 г. 2000 г. 2001 г. две в 2003 г.; 2004 г. 2005 г.; из них 4 в соавторстве).


    ^ Объем и структура диссертации.


    Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, списка литературы. Изложена на 282 страницах машинописного текста, содержит 37 таблиц, 38 рисунков, 15 приложений. Библиография включает 325 источников, в том числе 25 на иностранных языках.


    Вовведении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, задачи, научная новизна и практическая значимость проведенных исследований.


    Впервой главе представлены ретроспективный анализ формирования системы БРО в России, характеристика аптечной службы в конце ХХ. основные направления отечественных исследований, а также анализ современных требований, предъявляемых к фармацевтическим работникам.


    Вовторой главе приведена общая характеристика рынка ЛС БРО как внешнего фактора, влияющего на уровень лекарственного обеспечения населения, качество фармацевтической помощи, экономическое состояние аптеки, объем фармацевтических информационно-консультационных услуг; обоснована концепция БРО ЛС; представлены методология проведения исследования, программа, объекты и методы исследования.


    Втретьей главе представлены результаты анализа нормативно-правовой базы БРО и деятельности специалиста в этой системе, а также результаты изучения существующей практики информационно-консультационного сопровождения БРО ЛС и выявленных доминантных проблем в знаниях и умениях фармацевтических работников, непосредственно работающих с населением.


    Вчетвертой главе изложены методические подходы к разработке Концепции самопомощи и самопрофилактики здоровья населения в России, обоснованы ее цель и задачи, структура, управление, а также права, обязанности информационные потребности ее участников (физических и юридических лиц). Представлена методология разработки Классификатора симптомов, недомоганий и причин обращений к фармацевтическому работнику, а также структура описания симптомов и недомоганий; обоснованы границы фармацевтической компетенции при оказании фармацевтических информационно-консультационных услуг.


    Впятой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия «фармацевтические информационно-консультационные услуги» их характеристика; научно обосновывается алгоритм оказания этого вида услуг в системе БРО; представлены теоретические и методические основы системы качества фармацевтических информационно-консультационных услуг населению.


    Вшестой главе изложены методические подходы к разработке квалификационных требований к специалистам, оказывающим фармацевтические информационно-консультационные услуги населению. Обосновано введение специальной провизорской должности (провизор-консультант), а также норматив нагрузки и перечень оснащения его рабочего места. Описаны методические подходы по разработке предложений к учебным программам для формирования профессиональных компетенций провизора-консультанта.


    ^ Содержание работы


    Глава I. Ретроспективный анализ формирования системы безрецептурного отпуска и роли фармацевтического работника


    В России, как и в других странах, еще с древних времен последовательно формировались две системы сохранения и защиты здоровья народа: 1) система, в которой главными были традиции и многовековой народный опыт целительства и 2) система, в которой главным лицом был человек, специально обученный распознавать и лечить болезни.


    Важным этапом в развитии этих систем стало разделение медицины и фармации.


    Законодательное оформление статуса аптеки и определение роли аптекаря, как специалиста по ЛС, в России происходит в XVII и XVIII в.в. Однако имевшихся медицинских и лекарственных ресурсов того времени было недостаточно для удовлетворения потребностей российского населения, поэтому с целью предупреждения нежелательных последствий самопомощи велась активная просветительная работа, в том числе через лечебники, позже - периодические издания.


    Проведенный нами контент-анализ документов, регламентирующих БРО, позволяет утверждать, что на протяжении более чем двухсотлетнего периода сохранялась двойственность позиции официального российского здравоохранения: с одной стороны - утверждение списков (перечней) ассортимента БРО ЛС и открытие в аптеках специальных отделов, с другой - запрет самолечения.


    История БРО в России отражает общее стремление медицинской общественности упорядочить эту систему и обеспечить доступность ЛС населению как за счет увеличения количества аптечных учреждений, так и расширения ассортимента. Но такое стремление зависело от политической ситуации и социально-экономического положения в стране того или иного периода времени.


    С середины 70-х г. ХХ. резко ухудшаются показатели здоровья населения РФ, что объясняется целым рядом причин, обусловленных как несовершенством системы здравоохранения, так и проблемами экологии.


    Следует отметить, что системы здравоохранения во многих странах мира в 60-е годы ХХ. переживали кризис, обусловленный разными причинами. В этой связи программные документы ВОЗ и ООН конца 60-х и 70-80-х годов ХХ. содержали рекомендации правительствам стран-участников по разработке национальной политики здравоохранения, стратегии и планов действия для организации развития первичной медико-санитарной помощи как части всеобъемлющей национальной системы здравоохранения в целях ликвидации трудно устранимых заболеваний и причин смерти. Для этого правительствам необходимо было изыскать дополнительные финансовые средства и обеспечить их эффективное использование. Актуальность этих рекомендаций для нашей страны выразилась проведением научных исследований по разработке национальной политики в области здравоохранения, оценке существующей материально-технической базы (МТБ), в том числе и аптечной службы.


    Результаты проведенных нами исследований по изучению состояния МТБ аптечных учреждений позволили выявить неэффективность использования финансовых и трудовых ресурсов, диспропорции в получении лекарственной помощи населением страны; установить, что 85% аптек открытого типа обслуживали лечебно-профилактические и безрецептурный отпуск лекарственных средств приказ учреждения, 60% специалистов занимались изготовлением ЛС. Более 20% помещений аптек нуждались в капитальном ремонте; дефицит рабочих площадей износ оборудования не позволяли обеспечить необходимого качества оказания фармацевтических услуг.


    Во второй половине 80-х годов ХХ. обозначился кризис государственного управления, произошли дезинтеграция производственных связей и отношений, стихийное перераспределение накопленного богатства, резкий спад производства и другие негативные процессы, которые привели в начале 90-х годов ХХ. к общему социально-экономическому кризису.


    В результате экономических и социальных преобразований существующая система здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, особенно в сельской местности. Проблемы, связанные с сохранением и восстановлением утраченного здоровья население в большей степени пыталось решить самостоятельно, в том числе обращаясь к фармацевтическим работникам.


    Масштабное профессиональное обсуждение проблемы самолечения в России началось с середины 90-х годов ХХ. Важность решения этой проблемы была обусловлена и тем, что миссия многих аптечных предприятий (АП) стала сводиться только к получению прибыли. Социальный аспект - как превалирующий - за эти годы был практически утрачен. Коммерциализация фармацевтического рынка привела к тому, что стали нарушаться принципы размещения аптек, изменилась структура типов аптечных организаций: доля производственных аптек стала составлять менее 10%. Особо происходящие перемены коснулись положения сельских аптек: их число в отдельных регионах сократилось на треть, еще сильнее обострилась проблема с кадрами.


    В 90-е годы ХХ. активизировалась научная деятельность в области БРО. В последнее десятилетие российские ученые (Дремова Н.Б. Лоскутова Е.Е. Максимкина Е. А. Мошкова Л.В. и др.) изучали потребительское поведение посетителей аптек, информационные потребности пациентов, врачей и аптечных работников; проводили исследования по разработке требований к ЛС БРО и т.д.


    Анализ научных публикаций показал, что ответственность за состояние собственного здоровья практически во всех развитых странах в большей степени лежит на потребителе товаров аптечного ассортимента. Также следует отметить, что увеличился масштаб проблемы, связанной с ЛС (неправильный выбор ЛС; побочные эффекты ЛС; взаимодействие ЛС между собой и пищей; ошибки медицинских и фармацевтических работников на разных этапах использования ЛС и др.). В этой связи во второй половине ХХ. стала возрастать роль фармацевтического работника, обозначился широкий круг вопросов в области медицинского и фармацевтического права, которые актуальны для медицинского, фармацевтического и юридического сообщества. К началу третьего тысячелетия ВОЗ и МФФ были четко сформулированы новые требования к фармацевтическим работникам, принимающим участие в процессе лечения пациентов.


    Осмысление и обобщение данных литературы позволили сформулировать основное направление настоящего исследования.


    ^ Глава II. Разработка методологии исследования по совершенствованию качества фармацевтических информационно-консультационных услуг при безрецептурном отпуске


    Развитие различных систем обусловлено причинно-следственной связью происходящих событий и явлений. Одностороннее изучение того или иного вопроса (явления) не дает полного понимания его сущности в целом, следовательно, необходимо обобщить всесторонние знания о предмете (объекте) исследования. Процессы развития, так или иначе, связаны с феноменом информации. Чем более организована система, тем значительнее ее потребность в информации с целью ориентации в окружающей среде, стабилизации своего состояния и его сохранения. В то же время процесс развития теснейшим образом связан с процессом порождения информации (информациогенезом), в результате чего совершается переход одного качества информации в другое.


    Главенствующая роль информации в природе и социальных явлениях стало причиной появления нового фундаментального метода научного познания - информационного подхода. Он позволяет связать в единую систему данные различных процессов, систем, провести междисциплинарные связи, поскольку объектом исследования является и рассматривается информация, имеющая сложную внутреннюю структуру.


    Система охраны здоровья населения представляет собой многоуровневую и многогранную систему, которую можно и нужно рассматривать с точки зрения информационного подхода.


    Информационный подход в нашем контексте является методологической установкой, в соответствии с которой каждый отдельный процесс (явление, фактор) рассматривается как составляющая сложной системы процессов (явлений, факторов) накопления, отбора знаний и опыта и неразрывно связанным с ними процесс переработки информации.


    Проведенный анализ факторов, способствующих развитию системы самопомощи и самопрофилактики, позволил нам их классифицировать на четыре группы. К первой группе нами были отнесены факторы, связанные со сменой политической ситуации и экономико-социального положения в стране; ко второй группе - связанные с аптечными организациями их статусом; к третьей группе факторов - имеющие непосредственное отношение к специалистам фармацевтического профиля, к четвертой - с ассортиментом аптечных товаров и системой контроля их качества.


    Информационный подход позволил нам установить, что, для эффективной деятельности аптечной организации в сфере БРО, необходимо знать и учитывать не только состояние лекарственного обеспечения населения в данном конкретном регионе (городе, селе, районе, области), но и тенденции развития сектора БРО в стране в целом, а также общемировые тенденции. Рынок ЛС БРО мы рассматривали, как внешний фактор, влияющий на уровень лекарственного обеспечения, качество фармацевтической помощи, экономическое состояние аптеки, объем фармацевтических информационно-консультационных услуг, а также на возможность населения удовлетворить свою потребность в товарах и услугах БРО.


    Анализ и обобщение концептуальных и организационно-методических подходов к БРО ЛС позволили нам научно обосновать современную концепцию БРО. На основе системного подхода к обоснованию системы БРО нами спроектирована ее структура, включающая совокупность ресурсов и технологий, позволяющих удовлетворить потребность населения в товарах и услугах в безрецептурном секторе розничного фармацевтического рынка России (рис.1).


    Рис. 1. Структура системы БРО


    Организационный ресурс представлен аптечными организациями, осуществляющими БРО ЛС и других товаров аптечного ассортимента. Управленческий ресурс включает нормативно-правовое обеспечение БРО. Материальный ресурс формирует ассортимент товаров БРО. Кадровый ресурс составляют специалисты, работающие непосредственно с населением. Информационный ресурс удовлетворяет потребность в информации участников системы БРО. Потребительский ресурс представлен посетителями (пациентами), нуждающимися в товарах и услугах БРО. Достижение генеральной цели функционирования этой системы обеспечивается соответствующими технологиями.


    Генеральная цель функционирования регулируемой системы БРО заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, вид и качество которых должны гарантироваться действием соответствующих правовых и нормативных (в т.ч. стандартов) актов.


    В этой связи необходимо было определить место, роль, задачи и функции фармацевтического работника в современной российской системе охраны здоровья населения, а также разработать основы совершенствования качества фармацевтических информационно-консультационных услуг, что предполагало разработку соответствующих программы (рис. 2) и методологии исследования (рис. 3). Получение исходных материалов их репрезентативность обеспечивалась за счет предварительного планирования исследования, исключающего необходимость сплошного обследования.


    ^ Глава III. Формирование нормативно-правовой базы и существующая практика информационно-консультационного сопровождения в системе безрецептурного отпуска


    В первой половине 90-х годов ХХ века в России увеличение ассортимента аптечных товаров обусловило необходимость пересмотра приказа, регламентирующего БРО ЛС и разработку соответствующих документов, отвечающих требованиям того периода времени.


    В 1994 г. мы приступили к созданию «Группового перечня продукции (отечественного, импортного, совместного производства), разрешенной к приобретению (закупкам), использованию, хранению, оптовой и розничной реализации аптечными и медицинскими учреждениями и предприятиями различных форм собственности».


    При разработке этого документа использовались следующие методические подходы:


    изучение ассортимента фактически выпускаемой и приобретаемой по импорту продукции предназначенной для медицинских целей;


    анализ документов Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ (МЗ и МП РФ), касающихся вопросов регистрации поступающих на фармацевтический рынок новых товаров;


    изучение финансово-экономических документов аптечных предприятий и аптечных складов, куда поступала новая продукция, в том числе не зарегистрированная, на реализацию;


    классификация этой продукции по назначению и составление структурированного списка;


    анализ соответствия структурированного списка продукции с «Общероссийским классификатором продукции (ОКП)» (Госстандарт России, 1994 г.);


    апробация структурированного списка и подготовка Группового перечня.


    Поскольку Групповой перечень включал те виды продукции, которая в нашей стране не была классифицирована по ОКП, но имела непосредственное отношение к товарам аптечного ассортимента, нами было сформулировано и предложено определение понятия «парафармацевтическая продукция (товары)». На основе Группового перечня был разработан «Обязательный ассортиментный перечень изделий медицинского назначения для аптек» во исполнение Постановления № 890 от 30.06.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения». Групповой перечень был использован в работе МЗ и МП РФ в подготовке пакета документов по лицензированию фармацевтической деятельности. Несколько позже Министерством здравоохранения РФ (МЗ РФ) был утвержден приказ № 349 от 02.12.1997г. «О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации», который позволил аптечным организациям экономически выстоять, расширить социальный аспект их работы, направленный на профилактику заболеваний и ведения здорового образа жизни населения.


    ^ Планируемый результат


    Теоретические и методические основы совершенствования качества ФИКУ при БРО, соответствующие требованиям НАП в розничном секторе фармацевтического рынка России


    Рис. 2. Программа исследования


    Рис. 3. Методология исследования совершенствования качества фармацевтических информационно-консультационных услуг при БРО


    К середине девяностых годов ХХ. остро встала проблема регламентации БРО ЛС. Работа по созданию такого документа в период перехода к рыночным отношениям проводилась нами на базе НИИ фармации МЗ РФ в 1995-1996 гг. по заданию МЗ РФ.


    Методические подходы по разработке перечня БРО заключались в следующем:


    изучение отечественного опыта разработки перечней БРО;


    изучение перечней ЛС БРО некоторых зарубежных стран;


    разработка критериев для отбора номенклатуры ЛС БРО;


    на основе разработанных критериев составление: а) списка монопрепаратов по международным непатентованным наименованиям МНН); б) списка комплексных препаратов;


    формирование списка гомеопатических ЛС для безрецептурного отпуска.


    Приказом МЗ РФ № 79 от 18 марта 1997 г. Перечень ЛС БРО был утвержден. Он состоял из двух частей, что отличало его от всех ранее действовавших. Первая часть Перечня была представлена однокомпонентными ЛС по их МНН. Вторая часть была представлена многокомпонентными препаратами (514 позиций), допущенными к БРО.


    Таким образом, именно в эти годы произошло разделение нормативных документов, разрешающих БРО товаров аптечного ассортимента, а именно ЛС БРО, изделий медицинского назначения (ИМН) и парафармацевтических товаров (ПФТ).


    Во второй половине 90-х годов ХХ. в НИИ фармации МЗ РФ, с нашим участием, проводились исследования по разработке пакета документов для аптечных предприятий, внедряющих новую форму розничной реализации товаров БРО, а именно их свободную выкладку. Среди них: методические рекомендации по ассортименту товаров БРО; обоснование состава помещений и размеров их рабочих площадей и др.


    При разработке этих документов использовались следующие методические подходы:


    обоснование ассортимента товаров БРО (ЛС БРО, ИМН, ПФТ) для свободной выкладки;


    обоснование потребности в площади выкладки товаров БРО по их назначению;


    проектирование рабочих зон для оказания фармацевтических информационно-консультационных и дополнительных услуг их размеров;


    обоснование специальной мебели и оборудования и расчет необходимого их количества;


    моделирование направлений интенсивности потоков посетителей в зале обслуживания населения аптеки;


    технологическое обоснование рабочих площадей аптек, аптечной мебели и оборудования.


    На основании проведенных работ было установлено, что оптимальный размер площади (зоны) для оказания информационно-консультационных услуг должен быть не менее 4-х м 2. что отвечает требованиям Надлежащей аптечной практики (НАП) к такой зоне. В составе служебно-бытовых помещений мы предусматривали комнату психологической разгрузки для фармацевтических работников.


    Результаты проведенных нами исследований были использованы при выполнении распоряжения Мэра Москвы № 709-РМ от 13 июля 1998 г. «О создании специализированной сети аптечных супермаркетов «Биотек - суперфарма»».


    Большую роль в совершенствовании системы БРО сыграл Федеральный закон (ФЗ) «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998г. №86-ФЗ. Введение ФЗ № 86 нормы пересмотра


    перечня ЛС БРО (один раз в пять лет и дополнений один раз в год) потребовало от нас разработки нового перечня ЛС БРО, который был утвержден приказом МЗ России № 287 от 19 июля 1999г. Его основу составил предыдущий приказ. В приказ № 287 вошли новые препараты, зарегистрированные к тому времени в России. Перечень ЛС БРО содержал 192 монопрепарата, 687 комбинированных препаратов. ЛС БРО, включенные в Перечень, принадлежали к 66 фармакотерапевтическим группам, среди которых по количеству представленных препаратов лидировали противовоспалительные и жаропонижающие ЛС различных химических групп, гастроэнтерологические, противокашлевые, поливитаминные и витаминные препараты.


    Использование МНН в приказах № 79 и № 287 имело положительное значение, так как это позволяло формировать ассортимент ЛС оптимальной широты и насыщенности, что в современных экономических условиях по ряду причин способствовало стабильной работе аптечной организации.


    Ввиду того, что на фармацевтический рынок России выводились новые ЛС, в том числе и БРО, а некоторые рецептурные ЛС переводились в ЛС БРО, а также необходимость выполнения требований ФЗ № 86, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, 13 сентября 2005 г был утвержден приказ № 578 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача», принцип построения которого остался прежним.


    Количественное и качественное изменение ассортимента аптечных товаров требовало от специалистов фармацевтического профиля соответствующих знаний и навыков для работы с ними, а также умения консультировать информировать посетителей аптек, т. е. требовало увеличения и повышения качества предоставляемых фармацевтических услуг населению.


    Однако, как показали наши исследования, специалисты не смогли и не сумели этими знаниями и навыками овладеть в полном объеме в силу разных причин. Для того, чтобы понять причины этого, необходимо было провести анализ нормативно-правового обеспечения деятельности и выявить несоответствия тем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к специалистам, оказывающим такие услуги.


    Анализ документов международного, федерального уровней показал, что с точки зрения права можно говорить об имеющейся нормативно-правовой базе, регулирующей права и обязанности пациента в системе охраны здоровья, а также права, обязанности и ответственность фармацевтического работника. Непрофессиональные действия специалистов фармацевтического профиля, непосредственно работающих с населением, могут быть классифицированы как с точки зрения административного, так и с точки зрения уголовного права.


    Изучение и анализ документов отраслевого уровня, имеющих непосредственное отношение к деятельности специалиста БРО и его функциям, позволили нам сделать вывод о том, что в настоящее время они не раскрывают и не детализируют в полном объеме обязанности и права фармацевтического работника в системе охраны здоровья населения в соответствие с требованиями НАП. Отсутствуют руководства (стандарты, регламенты) по оказанию фармацевтических информационно-консультационных услуг; нет соответствующих документов, которые бы определяли границы фармацевтических компетенций в системе охраны здоровья населения и в системе БРО ЛС. До сих пор нет четко сформулированных квалификационных требований к специалистам, непосредственно работающим с населением, нет четко обозначенной должности, которая бы вбирала в себя выполнение соответствующих функций.


    Изучение существующей практики информационно-консультационного сопровождения БРО ЛС, проведенное нами в 1997 г. показало, что 64% пациентов приобретали ЛС или получали ответ о его отсутствии без каких-либо дополнительных вопросов и разъяснений со стороны фармацевтического работника; соответствие отпущенных ЛС официальному Перечню ЛС БРО было признано только в 62% случаев. Это позволило нам сделать вывод о том, что далеко не все специалисты фармацевтического профиля готовы ответственно подойти к отпуску БРО ЛС, с тем, чтобы до минимума снизить риск от их приема, более того, имеет место нарушение соответствующих нормативно-правовых документов в силу их незнания и/или игнорирования.


    На основании проведенных нами социологических исследований в 2000 – 2005 г.г. было установлено, что испытывают трудности при общении с пациентами 25,8% специалистов. Осознают недостаточность своих знаний для работы в системе БРО 22,6% специалистов. В то же время, 81,3% респондентов сознались, что иногда возникают трудности при оказании консультации по применению (введению) ЛС, более 50% специалистов испытывают трудности, оказывая консультации по компрессионным медицинским изделиям; 31% - по средствам измерения давления, 68,5% - по средствам лечебной косметики. Испытывают недостаток в информационно-справочных материалах 37,5% специалистов. Более 46 % специалистов указали на то, что им не хватает времени для общения с пациентами. Полагают, что их права - права специалиста - не защищены 39,1% фармацевтических работников. Как правило, ущемление прав, по их мнению, выражается в режиме их работы, оплате и стимулировании труда. Считают, что права пациента не защищены 43,8% специалистов.


    Испытывают чувство неудовлетворения от того, что их коллеги не соблюдают нормы фармацевтической этики и деонтологии во имя получения прибыли 11,5% специалистов, с этим они связывают уход (отток) специалистов фармацевтического профиля из аптек. Отмечали сильное утомление при нерациональном рабочем режиме (2 дня через два дня) 79,9% специалистов.


    Таким образом, результаты проведенных нами исследований позволили установить несоответствие между возрастающими запросами потребителей и уровнем знаний специалистов, выявить доминантные проблемы в их знаниях и умениях. На основании всестороннего анализа работы специалистов в системе БРО нами был сделан вывод о том, что неготовность фармацевтических работников к эффективному выполнению своих функций обусловлена как объективными, так и субъективными причинами.



    Комментарии


    Тема: Дополнительный отпуск
    Опубликовано ДГТУ (бывш. РИСХМ) '10 в 09:33

    в счет очередного отпуска
    Предоставление отпуска в иной срок допустимо только при достижении такой договоренности между работником и нанимателем.
    ______________________________________________________________
    Тема: Дополнительный отпуск
    Опубликовано Palermo в 16:05

    график отпусков как составить
    Если справка для академического отпуска, которую Вы купили, будет разительно отличаться от всех остальных, это сразу вызовет подозрения.
    ______________________________________________________________
    Тема: Дополнительный отпуск
    Опубликовано Cariba Heine в 16:53

    денежная компенсация за неиспользованный отпуск
    Я пошла в оплачиваемый отпуск на 14 дней, но с первого дня отпуска попала в больницу и весь отпуск пролежала в больнице.
    ______________________________________________________________
    Тема: Дополнительный отпуск
    Опубликовано Los Angeles в 13:59

    дополнительный отпуск за вредность
    Эти дополнительные свободные дни предоставляются по желанию и первому требованию.
    ______________________________________________________________

    Оставить комментарий