дополнительный отпуск инвалидам 2 группы
  (495)125-15-52
  • ОТПУСК

    в Москве
    по доступной цене

  • СКИДКИ

    Как получить скидку?
    Акция для всех!

  • ГРАФИК

    Предоставляем
    помощь, оформлении заявлений
    на отпуск

  • БЛАНКИ

    Бланки и
    заявления, на все
    виды услуг

  • ЗАЯВЛЕНИЯ

    Цены на все услуги
    в нашей компании

  • СПРАВКИ

    Составим Вам
    любое
    заявления

  • Контакты

    Информация о нашей
    компании тел. адрес,
    карта подъезда.

Дополнительный отпуск инвалидам 2 группы. Льготы инвалидам 1, 2, 3 группы

Особенности работы инвалидов на предприятии Аверс 2010-02-15

Особенности работы инвалидов на предприятии


Аверс-бухгалтерия № 7 (473) от 15.02.2010 г.


Вопросы социальной защищенности инвалидов являются довольно актуальными для всех работодателей как юридических, так и физических лиц.


С целью повышения социальной защищенности инвалидов на ряд государственных органов были возложены задачи по их трудоустройству. При этом предприятия были обязаны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах норм, определенных действующим законодательством. Однако с течением времени все меняется и обязанность по трудоустройству инвалидов в настоящее время полностью возложена на предприятия, причем не только на них, но и на физических лиц, использующих наемный труд.


Выполнение предприятием норматива по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов


Обеспечение создания рабочих мест для инвалидов на предприятии


Для работодателей, использующих наемный труд, ст. 19 Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-ХII "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее - Закон № 875 ) определен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % от общей численности работающих, а если работающих от 8 до 25 человек ,- в количестве одного рабочего места .


До 1 января 2006 года указанный норматив распространялся только на предприятия (объединения), учреждения и организации (то есть на юридических лиц) независимо от их формы собственности.


Законом Украины от 06.10.2005 г.

№ 2960-IV в Закон № 875 были внесены изменения, согласно которым норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов с 1 января 2006 года распространяется также на предприятия, организации общественных организаций инвалидов и физических лиц (как предпринимателей, так и простых граждан), использующих наемный труд .


Отметим, что если ранее на субъектов хозяйствования была возложена обязанность только по созданию определенного количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то с 1 января 2006 года они должны самостоятельно осуществлять трудоустройство инвалидов исходя из требований ст. 18 Закона № 875. Вместе с тем отдельные специалисты были не согласны с такой позицией, считая, что предприятия по-прежнему не обязаны непосредственно осуществлять трудоустройство инвалидов.


Окончательно данный вопрос был разрешен Законом Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV, который вступил в силу 18 марта 2006 года. Новая редакция ст. 18 Закона № 875 регламентирует обязанность трудоустройства инвалидов именно работодателями (см. также письма Минтруда от 13.04.2006 г. № 616/19/71-06 и Фонда социальной защиты инвалидов от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06). Согласно норме этой статьи обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием о выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращения на предприятия, учреждения, организации или в государственную службу занятости.


Кроме этого, установлено, что предприятия и физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать иные социально-экономические гарантии. При этом такие работодатели должны предоставлять службе занятости информацию. необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться Фонду социальной защиты инвалидов (далее - Фонд) о занятости и трудоустройстве указанных лиц. Следует отметить, что согласно ст. 18 1 Закона № 875 Государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии (далее - МСЭК), имеющимися у инвалида квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий, но не занимается вопросами трудоустройства инвалидов.


В связи с этим в целях выполнения установленных нормативов и трудоустройства инвалидов Фонд в письме от 28.02.2007 г. № 1/6-117 рекомендует работодателям своевременно информировать службу занятости о наличии вакантных мест и публиковать объявления в средствах массовой информации. На это также обращает внимание ВХСУ в п. 4 раздела 4 Справки о результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее - справка ВАСУ ).


Выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство инвалидов, для которых это место работы является основным (ст. 19 Закона № 875 ). То есть при трудоустройстве инвалида-совместителя норматив не будет считаться выполненным.


Как обращает внимание Фонд в письме от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2, в выполнение норматива рабочих мест засчитываются инвалиды, для которых данное место работы является основным. то есть с ведением трудовой книжки (см. также письма от 28.02.2007 г. № 1/6-110, от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1 и от 24.03.2006 г. № 07-122/490-180/1). При этом не имеет принципиального значения, достиг инвалид пенсионного возраста или нет, главное, чтобы он был действительно инвалидом (см. письмо от 08.08.2007 г. № 1/8-81). А в п. 3 письма от 28.07.2006 г. № 06ю-181/1349-283/2 Фонд сообщает, что не имеет значения и продолжительность рабочего времени инвалида (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя).


Минтруда в письме от 01.06.2007 г. № 1204/19/71-07 обращает внимание, что наличие заключения МСЭК, что инвалид является нетрудоспособным (неспособен к трудовой деятельности), делает невозможным его трудоустройство. Не допускается трудоустройство инвалидов, если по заключению МСЭК состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц, или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья инвалидов (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 29.02.2008 г. № 1/6-51/06).


В пределах норматива также осуществляется трудоустройство инвалидов, получивших инвалидность в результате психического расстройства. согласно Закону Украины от 22.02.2000 г. № 1489-III "О психиатрической помощи".


Субъекты хозяйствования выполняют норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, если ониобеспечат работой инвалидов на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов путем создания хозяйственных объединений предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, использующими наемный труд, и предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов с целью координации производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач.


В письме от 14.08.2007 г. № 1/6-367 Фонд приходит к выводу, что головное предприятие может самостоятельно принять решение относительно выполнения 4 % норматива либо за счет головного предприятия, либо за счет только обособленных подразделений. либо за счет как головного предприятия, так и за счет его обособленных подразделений пропорционально работающим на них работникам.


Следует также обратить внимание на то, что обязанность по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предусмотренная ст. 19 Закона № 875. распространяется и на предприятия с вредными условиями труда. Иными словами, даже если на предприятии нет возможности обеспечить трудоустройство необходимого количества инвалидов из-за специфики производства, то такое предприятие не освобождается от ответственности за невыполнение требований законодательства, что также подтверждается письмом Госкомпредпринимательства от 16.08.2001 г. № 3-312/5101.


Трудоустройство инвалидов предприятиями отдельных отраслей экономики, неприбыльными и бюджетными организациями


До 22 июня 2005 года (даты вступления в силу Закона Украины от 31.05.2005 г. № 2602-IV) для предприятий отдельных отраслей экономики (почтовой связи, автомобильного и железнодорожного транспорта, электроэнергетики) был предусмотрен особый порядок определения численности рабочих мест для трудоустройства инвалидов, установленный отдельными законами. Такие требования в этих законах по-прежнему присутствуют, но согласно изменениям, внесенным указанным законом в ст. 19 Закона № 875. норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов определяется исключительно Законом № 875. Если другими законами устанавливаются иные, нежели в указанной статье, нормативы рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, то применяются положения Закона № 875. На это также обращает внимание Фонд в письме от 26.04.2007 г. № 1/6-209.


Таким образом, с 22 июня 2005 года предприятия почтовой связи, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также электроэнергетики должны соблюдать требования именно Закона № 875 в части определения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. За нетрудоустройство инвалидов указанные предприятия уплачивают штраф на общих основаниях. В связи с внесением изменений в данный закон Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV это положение не изменилось (см. также письмо от 28.04.2006 г. № 06ю-82/756-236/1). Как отмечается в указанном письме, это не означает, что на предприятиях, где есть рабочие места с особыми или вредными условиями труда, инвалидов нужно трудоустраивать именно на эти участки. Их труд можно использовать на подсобно-вспомогательных работах или организовывать надомную форму труда.


Ситуация с бюджетными учреждениями несколько иная. Законом о государственном бюджете на очередной год, начиная с 2004 года, бюджетные учреждения были освобождены от уплаты санкций, определенных ст. 20 Закона № 875. А после внесения Законом Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV изменений в эту статью такое положение теперь закреплено и в нем. То есть ст. 20 Закона № 875 предусмотрено, что положение ч. 1 этой статьи не распространяется на предприятия, учреждения и организации, дополнительный отпуск инвалидам 2 группы полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.


Таким образом, бюджетные учреждения должны создавать рабочие места для инвалидов и трудоустраивать. Однако за нетрудоустройство инвалидов санкции к ним не применяются. На это указывает и Фонд в своих письмах от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1, от 10.05.2006 г. № 06ю-87/815-268/1, от 28.02.2007 г. № 1/6-110, от 05.03.2007 г. № 1/5-208, от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19, от 26.04.2007 г. № 1/6-209, от 06.07.2007 г. № 1/6-313 и от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06.


При этом в письмах от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1 и от 26.04.2007 г. № 1/5-375 Фонд указывает, что законодательство Украины создает равные условия хозяйственной деятельности для всех предприятий, в том числе и для организаций профсоюзов, а также неприбыльных организаций. в аспекте соблюдения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов. То есть неприбыльные организации должны соблюдать установленный норматив трудоустройства инвалидов (см. также письмо Фонда от 06.07.2007 г. № 1/6-313).


Вместе с тем следует отметить, что должностные лица указанных предприятий, учреждений и организаций могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 188 1 КУоАП за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (см. также письмо Фонда от 06.07.2007 г. № 1/6-313).


Трудоустройство инвалидов физическими лицами, использующими наемный труд


Согласно ст. 19 Закона № 875 обязанность по трудоустройству инвалидов возложена как на юридических, так и физических лиц, использующих наемный труд. Как было указано выше, такой норматив должны выполнять те физические лица, у которых работает 8 и более работников. Как следует из письма Минтруда от 09.10.2006 г. № 2649/0/10-06/19-2, несмотря на неоднократные попытки исключения слов "физических лиц, использующих наемный труд" из Закона № 875. Верховной Радой Украины принято решение, в соответствии с которым не рекомендуется поддерживать законопроекты, противоречащие Конституции Украины, а также какие-либо попытки субъектов права законодательной инициативы сузить объем или содержание существующих законодательных норм, которые касаются инвалидов, в частности, относительно их трудоустройства.


Таким образом, на всех физических лиц, использующих наемный труд, как предпринимателей, так и просто граждан, требования вышеуказанного закона распространяются в полной мере (см. также письмо Минтруда от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19).


Субъекты хозяйствования, на которых не распространяется требование о выполнении норматива рабочих мест по обеспечению трудоустройства инвалидов


На основании положений ст. 19 Закона № 875 с 1 января 2006 года не обязаны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов только субъекты хозяйствования и физические лица, использующие наемный труд, где работает менее 8 человек .


Порядок создания рабочего места для инвалида


Ранее согласно п. 3 Положения о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314, рабочее место инвалида считалось созданным, если оно соответствовало установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия с участием представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида. Таким образом, если рабочее место было создано по установленным правилам и аттестовано, но на это рабочее место не трудоустроен инвалид, то в соответствии с требованиями Закона № 875 и указанного постановления КМУ оно созданным не считалось .


Однако этот документ был отменен постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 "О реализации статей 19 и 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее - Постановление № 70 ) и в настоящее время вопросы организации рабочих мест для инвалидов регулируются Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2961-IV "О реабилитации инвалидов в Украине" (см. также п. 6 письма Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110), которым предусмотрено, что:


- рабочее место инвалида - это место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях;


- специализированное рабочее место инвалида - отдельное рабочее место или участок производственной площади, требующее дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования и др.


При этом согласно постановлению КМУ от 27.12.2006 г. № 1836 "О реализации статьи 18 1 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" необходимость создания инвалиду. зарегистрированному в государственной службе занятости как безработному, специального рабочего места или участка производственной площади и требования к ним устанавливаются индивидуальной программой реабилитации. Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида утверждено постановлением КМУ от 23.05.2007 г. № 757.


Таким образом, если индивидуальной программой реабилитации создание специализированного рабочего места не предусмотрено, то работодатель может предоставить инвалиду обычное рабочее место (см. также письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06).


Регистрация и представление отчетности о занятости инвалидов


Согласно ст. 19 Закона № 875 порядок регистрации в Фонде, его отделениях, сроки представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, а также процедура представления ежегодного отчета и уплаты административно-хозяйственных санкций определяются КМУ.


Порядок регистрации


Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (далее - Порядок регистрации ). Его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации и физических лиц, использующих наемный труд, у которых по основному месту работы работает 8 и более лиц. Такие работодатели регистрируются в отделениях Фонда по месту своей государственной регистрации.


Для регистрации работодатели должны представить (отправить заказной почтой) отделению Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной Минтруда, а также копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя. Форма такого заявления утверждена приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 98.


Следует обратить внимание, что для физических лиц - работодателей, не являющихся субъектами предпринимательства, кроме заявления ничего представлять не нужно. Работодателям, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов. необходимо также представить копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений, выданной органом налоговой службы. Работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства) вместе с вышеуказанными документами должны также представить сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной Минтруда. Причем сами обособленные структурные подразделения не должны регистрироваться по месту своего нахождения в отделениях Фонда (см. письмо от 03.05.2007 г. № 1/5-393).


Для хозяйственных объединений, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, перечень документов, которые необходимо представить для регистрации гораздо шире. Кроме вышеуказанных документов, им также следует представить копию учредительного договора и/или устава; перечень предприятий, входящих в такое объединение, по форме, утвержденной Минтруда; копии свидетельств о государственной регистрации предприятий, вошедших в объединение.


При этом следует обратить внимание, что если копии вышеуказанных документов представляются непосредственно в отделение Фонда, то они могут быть заверены печатью работодателя, но при подаче документов необходимо предъявить их оригиналы. Если же документы отправляются заказной почтой, то копии вышеуказанных документов должны быть удостоверены нотариально .


Вновь созданные предприятия (частные предприниматели). у которых количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличились до восьми и более лиц, регистрируются в отделении Фонда до 1 февраля года. наступающего за годом создания или увеличения количества работающих.


Работодатель, у которого изменилось наименование или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица - предпринимателя, представляет заявление, копии свидетельства и справки в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица или изменению фамилии, имени, отчество физического лица - предпринимателя.


Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата представления им документов, предусмотренных Порядком регистрации. а в случае отправления их по почте - дата, указанная на почтовом штемпеле.


В течение 10 дней после регистрации отделение Фонда должно направить работодателю заказной почтой справку о его регистрации .


Порядок представления отчетности


Согласно ст. 19 Закона № 875 сроки представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, а также процедура представления ежегодного отчета информации, необходимой для организации трудоустройства инвалидов, определяются КМУ. Такой порядок представления отчетов информации был утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (далее - Порядок представления отчетов информации ). В соответствии с этим документом отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов представляется до 1 марта .


Форма отчета № 10-ПІ (годовая) "Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов" утверждена приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.


Датой поступления отчета считается дата его представления работодателем в отделение Фонда. В случае направления отчета по почте датой его представления считается дата на почтовом штемпеле, но, к сожалению, в Порядке представления отчетов информации не указано на каком штемпеле: об отправлении или о получении. На наш взгляд, датой представления отчета в этом случае должна считаться дата его отправления, а не получения отделением Фонда. Однако, в целях избежания недоразумений с органами Фонда отчет предпочтительнее направить заранее.


Субъекты хозяйствования, имеющие обособленные подразделения. представляют обобщенный отчет с учетом данных этих обособленных подразделений (п. 2 Порядка представления отчетов информации и п. 1.2 Инструкции по заполнению отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов). Только в случае изменения их количества работодатель вместе с отчетом о занятости и трудоустройстве инвалидов представляет сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной Минтруда. При этом аналогичный вывод следует из письма Фонда от 03.05.2007 г. № 1/5-393. Отметим, что на сегодняшний день такая форма не утверждена.


Организации, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов, которые имеют обособленные подразделения, вместе с отчетом представляют документы, определенные Порядком представления отчетов информации. а также перечень предприятий, входящих в их состав .


В отношении неприбыльных организаций Фонд в письме от 06.07.2007 г. № 1/6-313 сообщает, что они должны представлять копию Решения о внесении, исключении, отказе во включении организации (учреждения) в Реестр неприбыльных организаций (учреждений) в соответствии с приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232, что является подтверждением "неприбыльности" организации. Оригинал решения (справки) предъявляется при представлении отчета о занятости и трудоустройства инвалидов. В случае направления отчета по почте копия решения (справки) удостоверяется нотариально .


Особенности заполнения отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов частными предпринимателями изложены в письме Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110.


Следует также обратить внимание, что Порядком представления отчетов информации предусмотрено представление еще одной формы, в которую бы вносились сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов. Эта форма должна быть утверждена Минтруда по согласованию с Госкомстатом. Представляться она будет работодателями в центр занятости по месту их регистрации в качестве плательщиков взносов на общеобязательное государственное страхование на случай безработицы.


Ответственность за нерегистрацию и непредставление отчетности


В соответствии со ст. 19 Закона № 875 руководители предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, в случае непредставления Фонду отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов несут ответственность в установленном законом порядке.


Отметим, что ни Законом № 875. ни ранее действовавшим Порядком уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета использования этих средств, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.2001 г. № 1767, не была предусмотрена ответственность за нерегистрацию юридических лиц в отделениях Фонда. Также не была предусмотрена ответственность и за непредставление (несвоевременное представление) отчета (см. письма Госкомпредпринимательства от 18.06.2003 г. № 3590 и от 04.02.2005 г. № 605).


Однако после внесения изменений Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в ст. 188 1 КУоАП ситуация изменилась. Теперь указанной статьей предусмотрена административная ответственность за непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов. За это нарушение на виновного налагается штраф в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.). Протокол об этом правонарушении согласно ст. 255 КУоАП уполномочены составлять органы Минтруда, к которым относится и Фонд.


На применение административной ответственности за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов обратили внимание Госкомпредпринимательства в письме от 09.03.2006 г. № 1780 и Фонд в письмах от 21.02.2006 г. № 06ю-21/242-43/2 и от 14.07.2006 г. № 06ю-162/1274-3427/3.


При этом в письме от 28.12.2006 г. № 06ю-389/2588 Фонд сообщает, что административная ответственность за непредставление отчета налагается только на должностное лицо предприятия, хотя из норм КУоАП такой однозначный вывод не следует.


Отметим, что административная ответственность может применяться наряду со взысканием административно-хозяйственных санкций и пени, предусмотренных ст. 20 Закона № 875 .


Необходимо также отметить, что в рассматриваемом случае к субъектам хозяйствования не может быть применена ответственность, предусмотренная Законом № 2181. Это связано с тем, что Фонд не отнесен к контролирующим органам (ст. 2), а сам отчет в соответствии с п. 1.11 ст. 1 указанного закона не является налоговой декларацией. Такой же позиции придерживался и Фонд, что следует из его писем от 08.01.2002 г. № 06ю-6/20-550/2 и от 14.10.2004 г. № 06ю-432/1746-556/2.


Порядок расчета норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов


Согласно ст. 19 Закона № 875 предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с указанным нормативом.


Норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов рассчитывается исходя из среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год. которая определяется в соответствии с п. 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.


Однако поскольку при расчете норматива, как правило, возникают вопросы, Фонд в своих письмах разъясняет, что:


- при расчете учитываются все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также временную работу сроком на один и более дней, со дня зачисления их на работу, в том числе собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (см. письма от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06 и от 26.04.2007 г. № 1/6-209);


- инвалид не обязательно должен быть трудоустроен именно с начала года (письмо от 26.03.2007 г. № 1/6-172);


1.25 дня Х 3 месяца  инвалидности = 3.75 дня = то есть 4 дня дополнительных.


В итоге общая продолжительность отпуска работника состоящегося из основного  и дополнительного оплачиваемых  отпусков составит:


Основной отпуск 24 дн.+4 дн. дополнительного отпуска = 28 дней отпуска всего должно быть предоставлено работнику в примере.


Рассмотрим другой пример: Работник работает по совместительству на предприятии. На дугом предприяти или компании у него основная работа. И вот он обращается с заявлением на оплачиваемый трудовой отпуск ему. Предоставляется ли  ежегодный отпуск внешнему совместителю. когда ему не дают отпуск по основному месту работы? Да и не слишком ли ему много, два отпуска за один год?


Сначала выясним, что такое совместительство? Это значит, что работник выполняет другую  оплачиваемую  работу  на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у другого работодателя.


Таким образом, 3-я степень ограничения способности к труду (или любой другой из основных категорий жизнедеятельности человека) является самой тяжелой.


установление группы инвалидности и ее причин


По результатам освидетельствования гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности; самая тяжелая из них - I группа. Решение вопроса о том, какая именно группа инвалидности должна быть установлена в конкретном случае, зависит от выраженности ограничения одной или нескольких категорий жизнедеятельности. Критерии определения группы инвалидности см. в табл. 2.


Таблица 2


Критерии определения группы инвалидности


Группа инвалидности может устанавливаться без ограничения способности к трудовой деятельности.например, лицу, работающему учителем, ампутировали ногу.


По результатам медико-социальной экспертизы он будет признан инвалидом III или II группы без степени ограничения способности к трудовой деятельности. в этом случае он не имеет права на трудовую пенсию по инвалидности по Федеральному закону от 17.12.01 № 173 "о трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), но пользуется всеми правами, предусмотренными Законом о социальной защите инвалидов.


А как у вас?


Редакция поинтересовалась у кадровиков, с какими проблемами им приходится сталкиваться при использовании труда инвалидов. В результате опроса были получены следующие ответы.


Мы столкнулись с ситуацией, когда в ИПР (индивидуальная программа реабилитации) у работника стоит формальная отписка: может работать в индивидуальных условиях не более 35 часов в неделю. Делали официальные запросы в МСЭ, ответ дают более подробный, например: не более 4 часов в день, без нагрузки зрения, физических и эмоциональных перегрузок.


В итоге выяснилось, что у работника 2-я рабочая группа, но с очень серьезными ограничениями, и оставлять его на прежних условиях нельзя.


На вопрос начальнику МСЭ, почему в ИПР ставят формальные отписки, он ответил: "Если напишем правду - сразу уволите, а так думайте сами".


На этом наши проблемы не заканчиваются. Сами инвалиды категорически отказываются от перевода на полагающиеся им условия, отказываются работать по 4 часа в день, просят оставить их на прежней должности, дополнительное соглашение к трудовому договору отказываются подписывать.


Вот такой парадокс: вроде закон соблюсти надо, а сами инвалиды этому яростно противостоят.И.П. Тарасевич, менеджер по персоналу, г. Петрозаводск


У нас работает довольно много инвалидов (слабослышащие, глухие). Они отлично справляются с работой, работают в торговом зале, на кассах. Рабочий день у них сокращенный (7 часов), отпуск - 30 дней. Никаких проблем ни с трудовой инспекцией, ни с самими инвалидами. Единственное могу сказать: в плане знания законов и своих льгот эти люди очень подкованы иногда часами могут выяснять, сколько дней отгуляно в отпуске, сколько осталось, какая льгота по налогу и т. п. Но это уже личные качества, которые продиктованы недоверием к окружающим, а обязанность наших специалистов отдела персонала - с пониманием и корректностью отнестись к их психологическим особенностям.А.Р. Сычева, специалист отдела персонала, г. Москва


Ситуация такая. Работает у нас сотрудник, получил инвалидность 3-й группы. В ИПР указанно, что он теперь должен работать с дополнительным выходным днем в неделю. Однако, так как он музейный смотритель (работает через день, по 12 часов, понедельник всегда выходной), то по факту и так имеет три выходных по верхней неделе и четыре - по нижней.


Руководство считает, что четыре (пять) выходных - слишком много, и отказывает в дополнительном выходном дне. Сотрудник собирается подавать в суд. Бюро медико-социальной экспертизы на стороне работника. От предложения перейти на другую должность и получить свой дополнительный день (ст. 73 ТК РФ) сотрудник отказался.С.В. Крылова, инспектор отдела кадров, г. Санкт-Петербург


Хотим оформить на работу курьером инвалида (зрение), группа вторая, т. е. рабочая, но с ограничениями. Справку о разрешенных именно ему видах работ он предоставлять отказывается, ссылаясь то на одни, то на другие обстоятельства. Нам проблемы на свою голову получать нежелательно, если окажется, что мы не имели права его оформлять по состоянию здоровья.А.С. Панина, менеджер по персоналу, г. Казань


У нас сложилась следующая ситуация: работают инвалиды 1-й группы. Они были приняты давно на условиях 40-часовой рабочей недели. На основании ст. 92 ТК РФ им еще при приеме на работу должны были установить сокращенную продолжительность рабочего времени - 35 часов. Поговорила с директором, он согласился установить им сокращенную продолжительность рабочей недели при условии уменьшения оклада. Существует также ст. 23 Федерального закона от 24.11.95 № 181, на основании которой работникам-инвалидам I группы при установлении сокращенной рабочей недели сохраняют полный оклад труда. Снова пришлось убеждать директора, что с законом в плане инвалидов лучше не спорить.Н.А. Алферова, начальник отдела кадров, г. Москва


Обратите внимание! Ограничение способности к труду не всегда является критерием определения группы инвалидности


Для установления I группы инвалидности степень ограничения способности к трудовой деятельности юридического значения не имеет. Однако в случае признания лица инвалидом этот вопрос обязательно должен быть решен. Гражданину устанавливается степень ограничения его способности к трудовой деятельности, либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к труду. Это связано с тем, что в последние годы юридическое значение категории "степень ограничения способности к труду" возросло. Теперь она применяется не только при проведении медико-социальной экспертизы или в рамках трудовых отношений, но и для определения размера некоторых выплат.


Например, согласно Закону о трудовых пенсиях от степени ограничения способности к труду зависит размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности.


Величина ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии со ст. 28.1 Закона о социальной защите инвалидов также определяется с учетом степени ограничения способности к труду. инвалиды, которым степень ограничения способности к труду не установлена, получают ЕДВ в наименьшем размере.


Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (а также отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на тот же срок, что и группа инвалидности. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.


Инвалидность может устанавливаться без указания срока переосвидетельствования. Это происходит в том случае, если в ходе осуществления реабилитационных мероприятий выявлена невозможность устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами или нарушениями функций органов и систем организма. По ранее действовавшему законодательству инвалидность без указания срока переосвидетельствования устанавливалась мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами и некоторым другим категориям инвалидов. Проведения реабилитационных мероприятий для этого не требовалось.


В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности дополнительный отпуск инвалидам 2 группы день поступления в бюро заявления гражданина о проведении МСЭ. Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за месяцем, на который гражданину назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования).


Инвалидность может быть обусловлена различными факторами, поэтому большое юридическое значение приобретает причина инвалидности. Правила признания лица инвалидом в числе причин инвалидности называют: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны; военная травма; заболевание, полученное в период военной службы; инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска. Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен российским законодательством.


В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности было принято разъяснение Минтруда России от 15.04.03 № 17 "Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (далее - разъяснение от 15.04.03 № 17).


Причины инвалидности и условия их установления см. в табл. 3.


Таблица 3


Причины инвалидности и условия ихустановления


Гражданину в возрасте до 18 лет при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (они оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты, устанавливается категория "ребенок-инвалид".


Обратите внимание!Несовершеннолетнему лицу, признанному инвалидом, не всегда устанавливается категория "ребенок-инвалид"


Однако важно отметить, что если причиной инвалидности является трудовое увечье или профессиональное заболевание, у гражданина (его законного представителя) появляется право выбора: пострадавшему может устанавливаться категория "ребенок-инвалид" или группа инвалидности с соответствующей причиной инвалидности (п. 19 разъяснения от 15.04.03 № 17).


Процесс признания лица инвалидом завершается выдачей ему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.


процесс реабилитации


Лицо, признанное инвалидом, имеет право на проведение реабилитации. В соответствии с законодательством под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости их интеграции в общество. Для каждого инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.


Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - это важнейший документ, в котором содержится комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.


ИПР является обязательной для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Это касается и работодателя гражданина, признанного инвалидом.


Среди предусмотренных Законом о социальной защите инвалидов основных направлений реабилитации лиц с ограниченными возможностями названы профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация. Сведения о таких мероприятиях, необходимых инвалиду, содержатся именно в ИПР.


Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями МСЭ, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 29.11.04 № 287.


В данном документе приводится Программа профессиональной реабилитации, состоящая из пяти разделов:


1) рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;


2) профессиональная ориентация;


3) профессиональное обучение (переобучение);


4) содействие в трудоустройстве;


5) технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.


Программа разрабатывается для лиц, достигших 14 лет, так как это минимальный возраст, с которого по согласию одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся может быть заключен трудовой договор для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения (ч. 3 ст. 63 ТК РФ).


обязанности работодателя по созданию условий труда в соответствии с ипр и предоставлению льгот


Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов, лицам с ограниченными возможностями, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обязанность работодателя создавать условия труда, предусмотренные ИПР, содержится в ст. 224 ТК РФ, где установлены дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников, а также в ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов, определяющей права, обязанности и ответственность работодателей по обеспечению занятости инвалидов.


Обратите внимание!В коллективных договорах, локальных нормативных актах, а также в трудовых договорах не должно содержаться условий, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками


В силу этой причины для работодателя наибольший интерес представляют сведения о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. В этот раздел ИПР вносится запись:


1) о противопоказанных производственных факторах и условиях труда;


2) о показанных условиях труда (в т. ч. о необходимости создания специального рабочего места);


3) о примерных видах труда, доступных работнику по состоянию здоровья согласно заключению федерального учреждения МСЭ.


Следует подчеркнуть, что исполнение обязанностей работодателя по созданию условий труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида, возможно лишь в том случае, если работник предъявит ему названный документ. К сожалению, ни в Законе о социальной защите инвалидов, ни в ТК РФ не закрепляется обязанность работающих граждан по представлению таких сведений работодателю. Среди документов, предъявляемых при заключении трудового договора, ни в ст. 65 ТК РФ, ни в других нормативных актах индивидуальная программа реабилитации не названа. В то же время Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" закреплено, что в целях регистрации в качестве безработного инвалид обязан предъявить в органы занятости индивидуальную программу реабилитации. Представляется, что право работодателя на ознакомление с ИПР работающего инвалида должно быть установлено в ТК РФ, как и обязанность работника предъявить этот документ своему работодателю.


Толковый с ловарь


Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда: адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.


Обратите внимание! Сверхурочной считается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Ее продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год


Работодателю следует учитывать, что независимо от содержания индивидуальной программы реабилитации в связи с установлением инвалидности работник приобретает право на различные льготы. Их можно разделить на две группы. Во-первых, это льготы, предоставляемые в процессе труда:


1. Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ), к сверхурочным работам (ч. 5 ст. 99 ТК РФ) только с их письменного согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.


2. Привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом они должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 7 ст. 113 ТК РФ).


3. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю (ч. 3 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов, ч. 1 ст. 92 ТК РФ).


4. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют право на использование ежегодного очередного отпуска в удобное для них время и на получение дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней (п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"). Право на использование ежегодного отпуска в удобное для них время предоставляется также инвалидам Великой Отечественной войны (п. 17 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах").


5. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов).


6. Предоставление инвалидам отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году является обязанностью работодателя (ст. 128 ТК РФ).


Во-вторых, существуют льготы, предоставляемые инвалидам при расторжении трудового договора. Они заключаются в закреплении преимущественного права на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации при сокращении численности или штата за инвалидами Великой Отечественной войны инвалидами боевых действий по защите Отечества (ч. 2 ст. 179 ТК РФ).


Кстати сказать


Необходимо иметь в виду, что продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда - это максимум, который установлен ТК РФ и Законом о социальной защите инвалидов. При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать времени, указанного в ИПР. Если она составляет 5 часов в день, то по трудовому договору норма рабочего времени не может превышать 25 часов в неделю при пятидневном режиме, а оплачиваться она должна по ставке соответствующей профессии, должности и квалификации.


Если инвалид работает на условиях неполного рабочего времени, т. е. меньше 35 часов в неделю, по соглашению с работодателем, то оплата его труда должна производиться пропорционально отработанному времени.Е.Е. Мачульская, доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова


Трудовое законодательство защищает интересы работников, имеющих детей-инвалидов, что также должно учитываться работодателем. Таким работникам установлены следующие гарантии:


1. Родители детей-инвалидов могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ).


2. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, также допускается только с их письменного согласия и при тех условиях, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья, а указанные работники письменно ознакомлены со своим правом отказаться от командировки, от сверхурочной работы и работы в ночное время (ч. 3 ст. 259 ТК РФ).


3. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (ст. 93 ТК РФ).


4. Работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 ТК РФ).


5. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ).


6. Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается, за исключением увольнения в связи с:


ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);


неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);


однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ):


а) прогулом, т. е. отсутствием на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);


б) появлением работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;


в) разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в т. ч. разглашением персональных данных другого работника;


г) совершением по месту работы хищения (в т. ч. мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;


д) установленным комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушением работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;


совершением виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);


совершением работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);


однократным грубым нарушением руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);


представлением работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);


применением, в т. ч. однократным, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336 ТК РФ).


Сказанное позволяет резюмировать, что в законодательстве о медико-социальной экспертизе произошел ряд изменений. Они связаны с преобразованием структуры учреждений МСЭ, корректировкой критериев установления групп инвалидности, усилением юридического значения категории "степень ограничения способности к труду". Трудовое законодательство, несмотря на реформы последних лет, сохранило большинство льгот, традиционно предоставлявшихся инвалидам. Реализация прав лиц с ограниченными возможностями во многом зависит от грамотных и своевременных действий работодателя по обеспечению им необходимых условий труда, предписанных ТК РФ индивидуальной программой реабилитации инвалида.


Читайте междy строк - там никогда не бывает опечаток.



Комментарии


Тема: Документы на отпуск
Опубликовано Сергей Павлов в 22:01

беременную не отпускают в отпуск
Заключение о возможности предоставления студенту академического отпуска по медицинским показаниям выдается клинико-экспертной комиссией государственного, муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента, в том числе студенческой поликлиникой.
______________________________________________________________
Тема: Документы на отпуск
Опубликовано Los Angeles в 14:27

дополнительный отпуск за вредность
В данном случае возможны следующие варианты написания заявления на отпуск: Если Вы пишите: "Прошу предоставить мне отпуск с 11 по 24 июня", то первый рабочий день после отпуска в этом случае - 25 июня.
______________________________________________________________
Тема: Документы на отпуск
Опубликовано Алексей Нюхин в 22:05

административный отпуск по инициативе работодателя
Если студент не пишет диплом, а только сдает государственные экзамены - на месяц.
______________________________________________________________

Оставить комментарий